Особо внимательно!Код:
«За пять тысяч лет мандалорцы сражались против тысяч армий на тысячах планет. Они изучали языки и заимствовали вооружение и боевую тактику в каждой войне. И сейчас, несмотря на преобладающее влияние чужих рас и отсутствие собственного дома и даже расы, язык мандалорцев не только выжил, но и изменился лишь незначительно; их образ жизни и философия остались нетронутыми; их идеалы и чувства семьи, единства нации только усилились. Не доспехи превращают в мандалорца. Доспехи – лишь внешняя оболочка непостижимой, недоступной души»
— Выдержка из книги «Мандалорцы: личность и язык».
«Нельзя управлять мандалорцами. Нужно делать стоящие предложения, которым они будут следовать. И нужно ли говорить, какие предложения мандалорцы считают стоящими?»
— Боба Фетт о мандалорцах.
Мандалорская культура соответствует образу жизни кочевого народа, на который оказали влияние культуры других народов галактики. В целом, мандалорцы не имеют предубеждений против других рас и терпимы ко всем, кто следует мандалорским принципам. Многие сироты, потерявшие родителей в войнах, например, Джанго Фетт и Майра, принимаются в мандалорское общество и считаются детьми мандалорцев.
Мандалорцы – воины-кочевники, несмотря на то, что у них есть родной мир – планета Мандалор. Мандалорцы стараются оставаться кочевниками, и в случае нападения легкого пути их истребить нет. На Мандалоре не строятся прямые дороги, чтобы легко организовывать засады против нападающих. Благодаря подобной тактике мандалорцы выживают на протяжении тысячелетий. Но из-за этого многие мандалорцы никогда не были на Мандалоре.
Мандалорцы – воины-одиночки, объединяет их одна культура. Каждый кусок мандалорской стали создан, подобран и доделан мандалорцем в соответствии с его уровнем навыков. Доспехи играют важную роль в культуре мандалорцев, и каждая броня рассказывает о том, кто скрыт за ней. Однако на мандо'а есть поговорка: «Верд ори'шья бескар'гам», что означает «воин – больше, чем доспехи».
Не все мандалорцы постоянно находятся на передовой. Среди них есть и крестьяне, и рабочие, и инженеры, и доктора. Однако все мандалорцы внутри – бойцы, и знают, как сражаться.
Есть шесть положений, которым нужно следовать, чтобы быть мандалорцем. Они известны как «Шесть деяний»: носить доспехи, говорить на мандо'а, защищать себя и свою семью, растить детей как мандалорцев, помогать своему клану и являться по призыву мандалора.
Единственный лидер мандалорцев – мандалор. Он возглавляет свой народ, пока воины его уважают. В сражениях мандалорцы получают различные назначения в зависимости от навыков. Мандалорцы стремятся наилучшим образом исполнять свои обязанности в команде. Мандалорцы не получают повышений и лучшие обязанности, поскольку таковых не существует: им нужна лишь определенная организация в битвах.
Единственным исключением из этих правил был Джастер Мерил. Он часто отходил от культуры мандалорцев, однако лишь ненамного. Его доспехи отличались от доспехов других мандалорцев золотой и красной расцветкой, что, возможно, отмечало его ранг. Его заместитель носил броню серебряного и синего цветов. Такого распределение цветов придерживался и Джанго Фетт, который носил доспехи Джастера, а его заместитель, Майлз, носил серебряно-синюю броню. Как и Джастер, Джанго действовал вопреки традициям мандалорцев.
Иногда цвет мандалорских доспехов имел особое значение. Черный цвет, к примеру, означал справедливость, а песчано-золотой – месть. Зеленый цвет означал чувство долга.
Несмотря на довольно грубый вид и стиль боя, средний мандалорец был более общителен и добр, чем можно предположить. Если кто-либо имеет сходное мнение, принимает предложенную пищу, смотрит прямо в глаза (или в горизонтальную прорезь шлема), снимает в гостях обувь, платит долги, беспокоится о детях, не проявляет интерес к мандалорцу противоположного пола (если только не хочет принять мандалорскую культуру) и уважает старость, он вряд ли будет убит при встрече с мандалорцем.
Семья и женщины!
Семья играет в мандалорском обществе важную роль. Если сравнивать с другими культурами, представления о семье у мандалорцев несколько иные. Несмотря на то, что чистота и целомудрие до брака весьма приветствуется, происхождение роли не играет. Поскольку «Алийт иру'шья тал'дин» («Семья – больше, чем происхождение»), у мандалорцев часто бывают приемные дети, даже зрелого возраста, если это полезно для принятия их в общество. Название церемонии принятия нового мандалорца в буквальном переводе означает «Имя и душа». Для мандалорцев нет различия между приемными и родными детьми.
Дети мандалорцев часто растут под присмотром матерей до третьего дня рождения, а затем их воспитанием занимаются отцы, обучающие их искусству войны до совершеннолетия. Мандалорцы считаются совершеннолетними с тринадцати лет, когда они проходят испытания «верд'готен», становясь воинами. По этой причине мандалорцы вступают в брак раньше, чем в других культурах. Семейные связи играют важную роль в мандалорской культуре, из-за чего они чувствуют себя лучше среди своих, чем среди незнакомцев. В мандалорской свадьбе есть клятва, которая приводится ниже:
Mandalorian weddingМандалорская свадьба
Mhi solus tome Мы едины – когда мы вместе.
Mhi solus dar'totne Мы едины – когда мы порознь.
Mhi me dinui an Мы разделим друг с другом все.
Mhi bajuri verde Мы взрастим воинов.
Предполагается, что мандалорские женщины должны быть столь же искусными воинами, как и мужчины, чтобы защищать свои дома, когда мужчины отсутствуют. Если у женщин нет детей, они сражаются наравне с мужчинами. Идеальная мандалорская женщина должна быть сильной и ловкой.
То если Вы ещё не врубились, где "собака зарыта"... То прошу меня извинить!