Darth Alexander, цитата из моей диссертации:
Цитата:
Чтобы лучше понять смысл «национального», необходимо всесторонне рассмотреть основу понятия – термин «нация». Понятие «нация» не является однозначно определенным, поскольку пересекается с другими: например, «государство», «этнос», «народ». Оно происходит от лат. natio (nasci – были рождены) и перекрывается понятием «род». Первоначально оно определялось как понятие «племя» и тем самым отличалось от государства/полиса. В латыни классического периода оно имело дополнительное значение социальной дистанции между римскими гражданами и варварами, поскольку употреблялось по отношению к далеким племенам. У Цицерона, например, omnes natoines противопоставлялись nostra nationes (обществу граждан) . В рамках «чистой» философии нация определяется как «совокупность людей, объединенных наличием общего отечества» . При этом подчеркивается разница между нацией и этносом. В политологии же наоборот, нация нередко считается типом этноса: «нация – тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием» .
Острые дискуссии о сущности и своеобразии нации как общественного явления начались еще в прошлом веке и продолжаются сегодня. Правомерно, что основные школы, теоретические направления и крупные представители стремились выделить наиболее важные, сущностные характеристики нации. Представители психологической теории, возникшей в политологии и социологии, сводят нацию к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой. О. Бауэр считал, что «нация – это вся совокупность людей, связанных с общностью характера на почве общности судьбы» . Р. Шпрингер полагал, что «нация – это культурная общность, союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей» . Близкую к ним позицию занимает Н.А. Бердяев, который определял нацию как «единство исторической судьбы, и осознание этой судьбы и есть национальное сознание» . А вот один из основоположников отечественной теории нации и национализма, а также основной противник теории Бауэра-Шпрингера И.В.Сталин полагал, что «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры… Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией… Только наличие всех признаков, вместе взятых, дает нам нацию» .
Крупные представители материалистической теории нации не стремились к общим определениям, выделяя в качестве существенной основы нации общность экономических связей. Наконец, в социологии существует точка зрения, согласно которой нация – это искусственная конструкция, которая не имеет собственной субстанции.
Очевидно, перечисление объективных признаков, с помощью которых группы людей отграничивают себя от других (особый язык, антропологический тип, общность культуры, общая история, связь с территорией, ассоциация с государством), ни в полном наборе, ни в том или ином сочетании отдельных элементов не объясняет, отчего данная группа думает о себе в национальных категориях. Английский историк Э. Хобсбаум даже предложил в практических целях называть «нацией» любую группу людей, претендующую на это звание .
Необходимо отметить, что точка зрения на теорию нации, которую мы условно назовем англо-франко-американской (восходит к ВФР, когда появилось третье сословие, называвшее себя нацией), все же сильно отличается от так называемой германо-восточноевропейской, приведенной выше (идея «народного духа», опирающегося на культуру и общее происхождение). В первой точке зрения значительно преобладает «гражданская» составляющая. Вот пример из французского словаря: «нация - совокупность граждан, которые добровольно желают жить сообща, совокупность индивидов всех классов, обладающих всеобщим избирательным правом на референдумах и выборах» . Оксфордский словарь определяет нацию как «большую группу людей, объединенных общими интересами, культурой и/или языком, проживающих в отдельном государстве или территории» .
Таким образом, нации и, соответственно, их определения можно условно разделить на «гражданские» и «этнические». Классические примеры гражданских наций – Франция и США. Этнические нации – немецкая, итальянская, исландская (последняя более всего подходит в качестве примера в силу объективных условий). Однако в некоторых случаях граждане одной страны, как например Швейцария, одновременно ощущают себя представителями как немецкой (французской, итальянской) нации в этническом, так и швейцарской в гражданском плане.