За неимением другого подходящего по тематике топика, выкладываю здесь
рецензию на завершившийся цикл Вадима Панова "Анклавы" обложки книг Киберпанк - это очень интересный поджанр фантастики. Картинки будущего, технологии ставшие частью привычной жизни, и... атмосфера полной безнадежности окружающего мира. Власть находится либо в руках тоталитарного правительства, либо целиком принадлежит жадным до выручки корпорациям, либо... впрочем, политика - это не главное. Главное - это удручающая во всех смыслах атмосфера, которая окружает главного героя - отверженного, изгнанного, идущего против системы. Собственно, поэтому не только "кибер", но и "панк".
В этом жанре писало много авторов, и писало, признаться, хорошо, вспомнить того же Филипа Дика или Майкла Суэнвика, не обошел киберпанк и кинотеатры с компьютерами: экранизация того же Дика - "Бегущий по лезвию", культовые RPG "Код доступа: РАЙ" и "Власть закона" - поистине сложно найти человека, незнакомого со столпами киберпанка.
К чему это я? Ах, да, господин Панов назвался груздем но в кузов лезть отказался. Та ниша, которую заполнили его "Анклавы", куда уместнее назвать "киберконтролем". Почему? Да потому что в окружении привычной атмосферы безрадостного будущего мы видим не героя-одиночку, восстающего против системы с благими намерениями (будь то борьба за свободу, правду, личные убеждения или желание скрыться от властей), а самого настоящего злодея, манипулирующего теми, кто ему доверяет, с сугубо личным интересом и не считаясь с жертвами. Все повествование построено на какой-то абсолютно мне недоступной героизацией... нет, не плута и не контрабандиста в стиле Соло, на лицо ужасного и доброго внутри. Нет, весь свой немалый талант (в свое время уже раскрывшийся в "Тайном городе") Панов тратит на воспевание пороков главных героев, которые по идее должны спасать мир. В результате автор превращается в этакого булгаковского поэта Бездомного, способного, пишущего живой образ, но в самых черных тонах.
Возможно, Панов просто перегнул палку экспериментируя в новом направлении, но так или иначе цикл получился не очень удачным. Точнее, очень неудачным.
Я привык разделять литературу на просто развлекательную и ту, что может развлекать, но ещё предназначена чтобы люди, читая её задумывались. Цикл Панова - по построению, по глубине, по многим другим параметрам напоминает цикл второго типа. Но о чем автор хочет, чтобы его читатели задумались?
О том, что бесполезно брыкаться в лапах властей? О том, что выживает не лучший, но сильнейший? О том, что миллионы людей, в сущности, не важны и даже при их гибели и самопожертвовании нескольких обманутых людей можно праздновать победу, happy end? Праздновать, и поздравлять с победой "Избранную", отъявленную лгунью и шлюху. А уж каким абсурдом на всем этом фоне видятся рассуждения писателя о любви...
А теперь задайте себе вопрос: нужна ли такая литература? Нет, я серьезно. Та ли эта книга, которую вы оставите на полке, будете перечитывать в поисках сокрытого смысла, дадите почитать друзьям и соседям, своим детям и родителям, в конце концов? Мой ответ - нет. Потому что это не бесполезная, нет (литературу "на часик в метро" ещё можно стерпеть), это
вредная литература.