Цитата:
Это интервью главный сценарист фильма и сериала “Войны клонов” дал в сентябре сайту Newsrama.com.
———————–
Ты понимаешь, что говоришь с истинно верующим, когда он вспоминает следующее.
“Я смотрел “Звездные войны: Новую надежду” в китайском кинотеатре Манна в Голливуде, еще в 77-м, когда мне было 10 лет, - делится воспоминаниями Генри Гилрой. – Тогда-то я и стал большим фанатом ЗВ. Я был в восторге от этого мира, от этих героев, от этой истории, вообще от всего… я только был очень разочарован, когда Дарт Вейдер в конце спасся!
Позже я был ему за это очень благодарен. Среди прочего, в “Звездных войнах” мне нравится то, что они понравились моей маме, моему папе, моей сестре (хотя мои комиксы она терпеть не может). Каждый находит в них что-то для себя. Там есть волшебство, фантазия, юмор, юитвы, приключения и даже политика. Когда я сам стал писать сюжеты по ним, я быстро понял, что “Звездные войны” очень удачно объединяют в себе многие повествовательные элементы, и это мне тоже очень понравилось. По моему опыту, лучшие истории – те, в основе которых лежит много мотивов”.
Сейчас, будучи главным сценаристом “Войн клонов”, Гилрой считает своей главной целью перенести то, что ему полюбилось в тот день 1977-го г., в новый сериал.
“Джордж [Лукас] проделал такую огромную работу – создал эту вселенную, которая позволяет рассказывать самые разные истории, - говорит Гилрой. – Мы поддерживаем эту традицю повествования. “Войны клонов” включают в себя множество разных жанров. Там есть военная драма, шпионский роман, детектив, любовная история, ужастик и даже комедия. В этих историях фигурируют фантастические планеты, странные существа, удивительные чужаки, поединки на световых мечах, космические сражения, джедаи, использующие Силу - в общем, все то, что мы любим в фильмах. Мы с режиссером-координатором Дейвом Филони старались уйти от серьезного, напряженного тона приквелов и вернуть веселый, залихватский тон оригинальной трилогии”.
Как выяснилось, Гилрой оказался именно тем человеком, который был нужен. Его послужной список берет начало в 90-х гг, когда он был штатным сценаристом в сериале Batman: The Animated Series и написал сценарий эпизода “Nothing to Fear”. После этого он участвовал в самых разнообразных проектах.
“Я работал в основном в анимации, - рассказывает он. – Мои достижения в телевизионной анимации включают работу в таких сериалах, как Batman: The Animated Series, Justice League Unlimited, фильмах Bionicle, комедиях The Tick, “Лило и Стич”, мультфильмах про Микки Мауса и Дональда Дака. Экшн и приключения, эпическая фэнтези, героика, комедия – все это дало мне инструменты для работы. Все те проекты, к которых я до этого участвовал, подготовили меня к “Войнам клонов”.”
Но, как оказалось, получить работу ему помогло знание вселенной “Звездных войн”. То, что он участвовал в написании нескольких комиксов по “Звездным войнам” для Dark Horse, тоже не помешало.
“Я познакомился с продюсером сериала Кэтрин Уиндер весной 2005 г., еще до выхода “Мести ситов”, - говорит Гилрой. – Ей поручили создать творческую команду для работы над “Войнами клонов”. Перспектива участия в сериале привела меня в восторг, и я принес с собой синопсис “Войн клонов” на одной страничке, который я назвал “братья по оружию с джедаями”. Ей понравилось, что я достаточно знаю вселенную “Звездных войн”, чтобы прийти подготовленным. Мой опыт работы в анимации в сочетании с опытом работы над комиксами по “Звездным войнам” – вот что убедило ее взять меня в штат”.
Но даже со знанием вселенной работать было ничуть не легче – по крайней мере, поначалу. Как оказалось, работа над сериалом едва стартовала. Мало того, анимационное подразделение тогда было больше мечтой, чем реальностью. Из-за этого возникали интересные ситуации.
“Тогда было много вопросов, связанных с логистикой, - вспоминает Гилрой. – Вроде того, каким должен быть сериал и как мы собираемся его снимать. Насколько я помню, я был в числе тех нескольких десятков человек, которые собрались на ранчо и начали создавать сериал – от контента до технологий.
Между прочим, моим первым кабинетом была крохотная комнатка, в которой до того стоял ксерокс. В ней едва умещался стол, она была размером 7×6 футов, и все подшучивали над “писателем, запертым в шкафу”. Ну, вы можете представить себе эти шуточки, мультипликаторы всегдя жестоки к сценаристам. Как бы то ни было, довольно скоро собралась команда очень талантливых художников - работавших как в компьютерной, так и в традиционной графике – которые затем и сделали этот сериал. Я тоже вылез из шкафа и перебрался в более просторный кабинет!”
Но даже в более просторном, более удобном кабинете у Гилроя было полно работы.
“Это было очень непросто, - говорит он. – Когда я работал над сериалами в уже действующих студиях, большая часть инфраструктуры уже существовала. Например, “Дисней” – если там решают снять новый сериал, достаточно ввести его в систему, сделать пару поправок там и сям, и дальше все идет более-менее гладко. В “Лукасфильме” нужно было начинать с нуля – создавать всю инфраструктуру, от системы электронной почты и закупки копиров до организации работы художников и т.д…
Наши вице-президенты – Гэйл Карри и Кэтрин Уиндер – проделали огромную работу по созданию студии, они собрали команду людей, с которыми было здорово работать вместе. Невозможно переоценить людей, подобравших прекрасную команду. Это не случается просто так.
Далее, поскольку Джордж хотел, чтобы “Войны клонов” установили новый стандарт и учредили новый графический стиль, нужно было создать технологии, которые бы позволили этого добиться, и процесс подготовки, чтобы перенести это все на телевидение. Это была монументальная задача, и люди, выполнившие ее, сотворили чудо. Самым замечательным было то, что Джордж хотел, чтобы все получилось наилучшим образом, и он все это время поддерживал творческий коллектив, побуждал нас быть более амбициозными. В конце совещаний, когда он добавлял в наши истории пару новых планет и персонажей и мы ломали головы, как это все сделать, он, уходя, всегда говорил: “Дерзайте быть великими!” Это стимул, от которого ты работаешь как бешеный. С нами так и получалось”.
Но, как известно любому профессионалу, когда ты работаешь над таким проектом, как “Звездные войны”, есть вещи, которые можно делать, и те, которые делать нельзя ни в коем случае.
Энакин не может нарядиться в синее трико и пристраститься к криптониту. Но он может влюбиться в Падме. Он должен быть определенного роста, веса, должен вести себя определенным образом. У планет есть не только свои имена, но и способы произношения этих (часто сбивающих с толку) имен.
Все, что касается этой вселенной – как и любой другой долгоживущей франшизы – описано в серии книг, которые называют “библией”. По слухам, “библия” “Звездных войн” ужасно огромна.
“Ну, поскольку я много лет читая комиксы Dark Horse, романы и справочники, я я уже был хорошо знаком со вселенной “Звездных войн”, - говорит Гилрой. - Джордж [Лукас] с самого начала сказал нам: он не хочет, чтобы то, что было раньше описано в комиксах, играх и книгах, ограничивало наше творчество. Мы старались уважать то, что было сделано до нас, но последнее слово всегда было за Джорджем.
- Так что, отвечая на ваш вопрос – да, я проштудировал “библию” очень внимательно… и в конце концов сам написал “библию” по “Войнам клонов” объемом около 60 страниц. Вы можете сказать, что я внес свой вклад в “библию”, но на самом деле я лишь взял то, что было сделано до меня, и там и сям добавил новые кусочки”.
“Ничего не было определено, за исключением того, что Джордж хотел, чтобы события происходили иежду Эпизодом 2 и Эпизодом 3, и еще он хотел, чтобы у сериала был стилизованный “анимешный” облик, - говорит Гилрой. – Это все, что нам было известно в начале”.
Но это не значит, что на Гилроя и режиссера Дейва Филони надели тесные редакторские жакеты. Если уж на то пошло, то похоже, что Лукас предоставил им изрядную свободу движений в своей вселенной.
“В начале работы у нас было несколько встреч с Джорджем, и он сказал нам, что собирается научить нас с режиссером Дейвом Филони снимать “Звездные войны”, и выдал указания относительно всего, что может быть в сериале. Мы с Дейвом хотели дать Оби-Вану другого падавана на замену Энакину, которого посвятили в рыцари, и мы предложили на эту роль девушку.
Но Джордж решил иначе и сказал: “Пусть падаван будет у Энакина”. И он делал это не раз – подавал свежие идеи, меняя наш замысел. Потолком возможного для нас было небо. Мы старались не привязываться к фильмам, поскольку Джордж этот материал уже раскрыл. Он побуждал нас делать что-то другое, и он очень ясно дал понять, что предыдущий сериал “Войны клонов” – сериал Дженди, который шел на Cartoon Network – в действительности был просто экспериментом, и он не работал с ним очень плотно. Поэтому, хотя мы и позаимствовали оттуда некоторые визуальные идеи, этот сериал не должен был повлиять на нашу работу и на истории, которые мы создавали. Мы позаимствовали героев из комиксов и придумали новых”.
От Лукаса поступали и другие указания. Но, в конце концов, это ведь его вселенная.
“Джордж хотел, чтобы сериал с самого начала был сосредоточен на Энакине, Оби-Ване и Асоке, - говорит Гилрой. – В значительной мере это означало показать Энакина с другой стороны, как веселого самоуверенного джедая, героя галактики, который чувствует себя в своей стихии. Мы увидим его веселым, очаровательным и симпатичным. Позднее мы с Дейвом добрались до других членов Совета джедаев, таких как Пло Кун и Кит Фисто, а также до совершенно новых персонажей, рас, наемных охотников, героев и злодеев всех сортов”.
Однако при этом Гилрою и другим нужно было задуматься об одном важном обстоятельстве. Они начинали с пилотного фильма, затем переходили к телесериалу из более чем 20 эпизодов. Ветерану обоих жанров было ясно, что при переходе произойдут некоторые изменения.
“Процесс создания анимационного фильма занимает больше времени, он более сложный и включает в себя больше шагов, чем съемки телесериала, - говорит Гилрой. – С телесериалом так: когда ты заканчиваешь последнюю редакцию сценария, обычно именно по ней и идут съемки. С художественным фильмом по-другому. Последняя редакция сценария – это только начало процесса. Джордж в особенности любит там и сям подправлять историю на стадиях превизуализации и монтажа, он добавляет хохмы, диалоги, юмор и даже насыщенные экшеном сцены. Иногда, просмотрев эпизод, он решает рассказать историю иначе и переписывает сценарий прямо в монтажной.
Сценарий всего сериала “Войны клонов” был написан как для художественного фильма, и это был вызов на каждом шагу, хотя оно того и стоило. Это самый кинематографичный сериал на телевидении. Каждый его эпизод выглядит словно настоящий фильм”.
И начинать знакомство с ним лучше с юной джедай и новой героини мифологии “Звездных войн” - Асоки.
“[Она] – энергичный юный падаван, которому нужно доказать свою полезность, - говорит Гилрой. – В Храме она очень хорошо усвоила уроки и правила, но особого практического опыта у нее нет. Но это не останавливает ее от того, чтобы ввязываться в каждую ситуацию – чего, пожалуй, ей иногда не следовало бы делать.
Как персонаж, она обладает большим потенциалом для роста, поскольку учится у Энакина и берет с него пример, при том что и сама она склонна к импровизации, инициативна, нетерпелива и порывиста. В то же время рядом Оби-Ван, который более рассудителен и хитёр, и она кое-что перенимает и у него, так что можно сказать, что она берет лучшее как у Энакина, так и у Оби-Вана, беря пример с обоих”.
Что, естественно, приводит нас к двум ее учителям – Энакину, которого, собственно, назначили ее обучать, и Оби-Вану, бывшему наставнику Энакина.
“В “Войнах клонов” Энакин – отважный, безрассудный герой-джедай, который отважно сражается, защищая Республику от Сепаратистов, желающих ее уничтожить, - говорит Гилрой. – Он хороший парень во всех смыслах этого слова. Он бескорыстен, храбр и верен. Он полноценный рыцарь-джедай и уже не тень Оби-Вана, он действует самостоятельно, он более энергичен, более позитивен, с хорошим чувством юмора, плюс к тому же он взрослеет и становится наставником для Асоки.
Оби-Вана я бы назвал Эрролом Флинном вселенной “Звездных войн”. У него такой же суховатый юмор, и он всегда остается хладнокровным под огнем. В то время как Энакин летает по наитию и любит решать проблемы силой, Оби-Ван предпочитает полагаться на дипломатию и переговоры и действует более методично, придерживаясь правил”.
Как все уже знают, в озвучке Йоды Фрэнка Оза сменил Том Кейн. Означает ли это, что старый джедай тоже изменился?
“Мастера Йоду, мудрого и могущественного, я всегда считал великим учителем, который может практически любую ситуацию использовать, чтобы преподать урок тем, кто вокруг него, - говорит Гилрой. – Каждый может чему-то у него научиться. Он обладает глубокой связью с Силой, которая позволяет ему заглядывать в самый корень проблемы. Но у него есть и более легкая, комичная сторона, которую мы нечасто видели в приквелах, но увидим в сериале”.
Что переводит нас к вопросу о ключевых злодеях. В конце концов, без хороших злодеев не бывает хорошего сериала. В этом сериале двумя главными злодеями являются Асажж Вентресс и ее учитель, граф Дуку.
“Вентресс – это киллерша на службе у графа Дуку, она исполняет его волю, надеясь, что он возьмет ее в ученицы, и однажды она станет владычицей ситов”, - рассказывает Гилрой. - Дуку обучает ее втайне, за спиной Сидиуса, поскольку хочет, в конечном итоге, свергнуть учителя. Но Дуку знает, что если Сидиусу это станет известно, тот убьет их обоих, поэтому он обучает ее тайком. Она очень эмоциональный персонаж, очень эгоцентричный, заносчивый и кровожадный. Она - истинное воплощение темной стороны, злобная животная сущность прямо сочится из нее с первого ее появления на экране. Она изысканно зла.
Дуку – сложный злодей, потому что у него как бы два лица: с одной стороны, он благородный и доброжелательный дипломат, с другой – жадный до власти, вероломный убийца. Мы хотели показать Дуку как искусного манипулятора, как вождя-эрудита, который кажется безупречным, но вдруг меняет облик и оказывается злодеем, тем самым напоминая публике, что он – могущественный владыка ситов”.
Добавьте сюда будущего Императора Палпатина, Гривуса, Ц3-ПО, клонов Фетта – и Вселенная получится еще та. Разумеется, следующим шагом будет привести их всех в движение.
Этот процесс начался с игрового фильма “Войны клонов”, который вышел в прошлом месяце. Главной целью фильма было представить Асоку, но он также представил историю, в которой похищают отпрыска Джаббы Хатта. Как оказалось, похищение было макгаффином.
“Макгаффин в виде похищения сына придуман по мотивам самурайского фильма Сонни Чибы под названием “Тень сёгуна”, который мне всегда нравился, - говорит Гилрой. – Это фильм об опозоренном самурае, которому поручили доставить маленького сына сёгуна через сельскую местность во дворец. В этой истории есть острая интрига – кто на самом деле стоит за покушениями на жизнь мальчика? – и самурай сильно привязывается к этому ребенку. Это и вдохновило нас на создание этой истории, но у меня были свои специфические идеи по этому поводу.
Я также хотел затронуть историю Энакина и проиллюстрировать его склонность возвращаться к прошлому. Поскольку мы в конце концов должны были вернуться на Татуин, я хотел представить Энакину физическое олицетворение его прошлого. Часть зрителей знает, что у Энакина непростое отношение к хаттам: помимо того, что они преступники наподобие мафии, они когда-то продали его с матерью в рабство, так что он хаттов не любит. Сама идея того, что Энакину приходится спасать маленького хаттенка, Ротту, и таскать его на спине, в глубине души служит ему постоянным напоминанием о том, что хатты сделали с ним и с его матерью. В буквальном смысле “обезъяна на спине” (выражение, которое описывает человека, терзаемого негативными эмоциями. – прим. B.) – вот что нам было нужно”.
После этого нужно было браться за телесериал. В конце концов, обустройство Вселенной – это только половина процесса. Ведь нужно еще создать требуемое количество эпизодов.
“Кажется, в первом сезоне будет 22 эпизода, - говорит Гилрой. – Что касается самого большого препятствия в таком большом и амбициозном проекте, то это то, что мы пытались перенести в каждую серию все, что мы любим в “Звекздных войнах”. В начале процесса ресурсы студии были очень ограниченными и истории были немного менее масштабными, поскольку мы только-только разворачивали студию и создавали мир “Войн клонов” в CG. Команда тоже была поменьше, но по мере того, как работа продолжалась, к нам присоединялись новые люди. По мере того, как мы создавали новых героев, новые корабли и планеты, серии начали расширяться и становиться более масштабнымии, истории с несколькими персонажами сменились, так сказать, историями с тысячами героев. Подобного следует ожидать при работе над любым сериалом, а компьютерным тем более. Когда мир создан, берегитесь: сериал станет более чем потрясающим”.
“Что касается вопроса о том, каково было “сочинать так много”, - продолжает Гилрой, - ну, мне это было в радость, ведь это же “Звездные войны”, и я мог писать по ним сценарии днями напролет. Это не было легко, и я постоянно чувствовал давление, ведь в фильмах планка была поднята очень высоко, и ожидания Джорджа и фанов были очень высокими. Несомненно, это была самая трудная работа из всего, что мне приходилось делать, но в то же время это было интересно, и это всегда был вызов для меня.
Самой проблемной частью в этом “так много” был временной фактор в сочетании с нехваткой писательских кадров для работы над первым сезоном. В первый год я был единственным штатным сценаристом сериала. Поскольку мы писали сценарий телесериала как для художественного фильма, с гораздо большим числом редакций сценария, чем обычно, это было довольно трудно, учитывая, что мы работали по графику телесериала. Я должен был выдавать сценарии в сроки, установленные этим графиком. Это утраивало объем работы, для одного человека это было физически очень трудно, мне просто не хватало часов в сутках”.
Но Гилрой, разумеется, работу сделал. Однако это был опыт, к которому предыдущая работа в больших студиях не совсем его подготовила.
“Если бы я занимался подобным сериалом в Disney или Warner [Bros.], там было бы 3-4 штатных писателя плюс вспомогательный персонал, - говорит Гилрой. – У меня были очень хорошие фрилансеры, вроде Стивена Мелчинга, который написал где-то треть сценариев первого сезона и часть сценария фильма, но он жил в самом Лос-Анджелесе. Помню, как в какой-то момент я одновременно работал над 9 сценариями, которые находились на разных стадиях – от завязки и набросков сценариев до отредактированной аниматики, не говоря уже о подготовке законченных сценариев для съемок, и я был единственным писателем, который всем этим занимался. Хотя координатор сценарного отдела Эллен Коннел через несколько месяцев включилась в процесс, помогая мне с копированием и т.д.
Тем не менее народ постоянно отпускал шуточки на тему того, что команда сценаристов – это я и ящерицы, которых на ранчо была тьма-тьмущая. Кажется, я работал по 12-16 часов в сутки и по 7 дней в неделю на протяжении нескольких месяцев; помню, как одним субботним утром я пытался встать с постели и отправиться в студию, но тело отказалось меня слушаться. Помнится, я тогда подумал: “Как же я закончу на завтра сценарий для Джорджа, лежа здесь?” Надо отдать должное Кэтрин [Уиндер], она была очень терпеливой, хотя я постоянно донимал ее просьбами найти мне кого-нибудь в помощь. В конце концов я получил некоторую подмогу, когда через год на ранчо приехал бывший редактор “Темного ангела” Скотт Мэрфи, чтобы помочь закончить сценарии для первого сезона, хотя к тому времени большая часть историй уже была написана. Это было здорово – наконец иметь возможность обмениваться ЗВшными идеями с другим умом”.
Теперь спросим Гилроя, взялся ли бы он снова за это дело.
“Как бы это ни было трудно, все плоды этой тяжелой работы уже на экране, и я буду рад делать это снова для второго сезона! – восклицает он. – И тяжело работал не только я, остальные члены команды тоже потратили на это много времени и принесли большие жертвы. Дейв Филони, Кэтрин Уиндер, двое наших талантливых дизайнеров Килиан Планкетт и Рассел Чонг оставили свои дома и переехали из разных уголков нашей страны, чтобы работать над “Войнами клонов”. Я думаю, когда создается новая студия и ты участвуешь в первом создаваемой в ней проекте, то в этом есть один волшебный момент, который делает этот проект особый – то, что люди очень сживаются друг с другом и начинают чувствовать себя как одна семья. Мы будто все вместе сидели в окопах, сражаясь на Войнах клонов, все вместе создавали нечто такое, что – мы были уверены – станет чем-то особенным. Такой дух сотрудничества редко испытываешь при работе над сериалом. Каких-то эгоистичных устремлений было мало, все старались сделать лучший сериал и продолжение саги. Каждый пришел сюда для того, чтобы сделать нечто экстраординарное, и я думаю, что в октябре публика в этом убедится своими глазами”.
Относительно того, что нас ждет, Гилрой сделал пару намеков.
“Раскрывать много деталей я не могу, но там есть планета в тумане, коралловая планета, а также кое-какие пираты и новые охотники. Когда-нибудь интересовались тем, как выглядит гундарк? Ждать ответа осталось недолго. Кроме того, мы встретимся с важной фигурой из прошлого Оби-Вана. Заинтригованы? “Войны клонов” только начались”.
Источник