Господа, я тут статью написал... Вообще-то позаданию своего научного руководителя и в рамках диссертации, но все же любопытно будет выслушать ваше мнение. К сожалению, пойдет она скорее всего в стол, бо кроме Кавказ-Центра, ее вряд ли кто откажется напечатать.

Впрочем, и он откажется, бо там досталось всем!
«Скажите, а пог’омы будут?!»
Произошедшее 11 сентября в московской синагоге на Большой Бронной не просто всколыхнуло просвещенную мировую общественность. Это стало чуть ли не главной темой для обсуждения во всех средствах массовой информации на целую неделю, затмив собой и отставку правительства на Украине, и долгожданную встречу Джорджа Буша и Ангелы Меркель и даже трагедию в Мекке, где, к слову, погибло 362 верующих. Впрочем, мусульман в мире гораздо больше, чем евреев, поэтому данный инцидент заслужил лишь несколько скупых строчек в хронике происшествий. Отдадим должное прогрессивным западным масс-медиа: налицо существенный прогресс. Когда в 2000 году вооруженные до зубов албанские головорезы из УЧК, в количестве в несколько раз большем, чем один юный шизофреник с охотничьим ножом, заходили в православные сербские храмы и расстреливали верующих, те же СМИ вообще зачастую изображали партизан на допросе. Однако не будем их за это винить, ведь само слово «антисемитизм» для журналиста из любой части света, и в том числе из России, все равно, что звук трубы для боевого коня.
Итак, что же произошло на самом деле? Кто же такой этот Александр Копцев: антисемит-провокатор, начинающий скинхед или банальный, извините за выражение, псих с короткой стрижкой? По горячим следам выдавалось слишком много информации, которая зачастую противоречила друг другу. Одни источники говорили, что Копцев резал верующих молча, другие, как например австрийская «Die Press», утверждали, что он кричал при этом «Хайль Гитлер!» и «Бей жидов – спасай Россию!»; одни доказывали, что у Копцева серьезный стаж в различных националистических организациях (версий было много: от РНЕ до «Комбат-18»), другие принимали версию отца подозреваемого, по которой его сын являлся антисемитом-одиночкой, которого толкнула на преступление депрессия, вызванная смертью от рака родной сестры. Позднее появилась версия о том, что молодой человек переиграл в «Postal», компьютерную игру, в которой сбрендивший от рутинной работы почтальон с особым цинизмом расправляется с попадающими под руку жителями маленького городка.
Разумеется, произошедшее – это эксцесс, который ни коим образом не красит ни самого Копцева, ни Россию. С этим, собственно, никто и не спорит. Настораживает другое: а именно, попытка выдать инцидент за некую нездоровую тенденцию, причем сделать это до окончания следствия, которое должно полностью восстановить картину происшествия и определить мотивы преступления.
Главный раввин России Берл Лазар ради такого случая срочно прервал свой визит в Израиль и вылетел в Москву, где сразу же попал на прием к начальнику столичного ГУВД, где вытребовал для еврейской общественности в целом и московских синагог в частности такие привилегии по охране и профилактике преступлений, которым может позавидовать иной режимный объект. «Россия покрывается коричневой чумой. Мы должны все вместе объединиться для борьбы с этим губительным явлением. Там, где пропагандируются идеи фашизма, они обязательно, в конце концов, претворяются в действительность, как это случилось в Москве», – такую идеологическую базу подвел Берл Лазар под свои требования.
Несколько странно, что столь ученый муж, написавший не одну статью о антисемитизме, Холокосте и проблеме еврейских общин рассуждает о фашизме в столь дилетантских терминах. Обывателю, конечно, простительно смешивать в одну кучу фашизм, нацизм и антисемитизм, но главному иудею России за такое должно быть стыдно. Начнем с того, что Бенито Муссолини, основоположник фашизма, понимал его исключительно как форму популистского авторитарного ультрапатриотизма, основанного на обращении к прошлому, его идеализации и романтизации, и против евреев, в сущности, ничего не имел. Впрочем, не будем слишком строги, это распространенная ошибка, отождествлять итальянский фашизм с германским нацизмом. Преступления нацистов неоспоримы и доктрина Гитлера, основанная на расовой и национальной исключительности, действительно не подразумевала евреям места в мире при Новом Порядке. Однако еврейские организации, требующие показательного процесса над представителем «националистической экстремистской организации» опять путают теплое с мягким. Во-первых, далеко не все националистические организации исповедуют антисемитизм. Во-вторых, отождествлять национализм с нацизмом еще более грубая ошибка.
Как известно, мировая наука делит национализм на этнический и гражданский, и если первый вариант в его гипертрофированных формах действительно чреват этнонациональными конфликтами, то второй нередко отождествляется с патриотизмом и весьма распространен в тех же просвещенных Европе и Америке. Нацизм как раз является такой гипертрофированной формой этнического национализма.
Однако видимо еврейскую общественность не устроили доводы мировой научной мысли, и она сразу же после инцидента в синагоге напомнила о своих давних счетах к «Родине» и КПРФ, организациям исключительно патриотического толка, по поводу «письма 500». Напомним, что поводом к составлению этого письма послужил выпуск нового учебника для еврейских школ, в которых пропагандировалась, как ни странно, национальная исключительность евреев вообще и российских евреев в частности. Не будем напоминать, что «демократическое» государство Израиль в своей конституции декларирует отказ на предоставление гражданства по этническому и конфессиональному признаку. Введи Россия, к примеру, закон, по которому право на предоставление российского гражданства имел бы только православный или русский хотя бы во втором поколении, нашу страну тут же, как минимум, исключили бы из Совета Европы. В демократическом же Израиле и на просвещенном Западе это никаких протестов не вызывает. Это к слову о том, кто видит соринку в чужом глазу…
Вернемся, однако, к Копцеву. По одной из версий, как мы уже говорили, «на преступление его толкнула депрессия, вызванная смертью сестры, которая умерла от рака из-за того, что у семьи не хватило денег на ее лечение, и брат нашел виновных – евреев, которые продали Россию и теперь живут гораздо лучше других». Если это действительно так – то это самое что ни на есть настоящее проявление антисемитизма. Но есть одно «но».
Даже когда ваш покорный слуга, к слову еврей в четвертом поколении и аспирант одного из лучших вузов страны, смотрит интервью Леонида Невзлина, человека, сделавшего громадное состояние в России, а теперь живущего в Израиле и рассуждающего о том, что «в этой стране огромная проблема национализма, полное отсутствие демократии, а по ВВП они вообще…», мне сразу на ум приходит поговорка: «Из-за вас, жидов, нас, евреев, не любят». Что же говорить о простом парне из бедной семьи с окраины столицы?
«Следствие поспешно сообщило, что ни с какими националистическими организациями он не связан, что мне кажется весьма странным, – сказал представитель Федерации еврейских общин Борух Горин. – Меня настораживает подобная скоротечность выводов. За такой короткий период можно выяснить принадлежность человека к какой-либо организации. Однако доказать непринадлежность, по-моему, невозможно». Далее представитель ФЕОР заметил: «С утра циркулирует версия, что нападавший психически нездоров. Думаю, для государства и общества в этом есть большой соблазн, так как с сумасшедшего и взятки гладки. Но даже если он будет признан невменяемым, то это будет еще большим укором обществу. Вот возьмите подростка 14 лет и ежедневно промывайте ему мозги публикациями, книгами, шествиями… И после всего любой в 19 лет возьмет нож и будет бить чужих». Как говорится, без комментариев. Даже в случае, если Копцев будет признан невменяемым – все равно в этом виновато государство.
Возможно, Копцев вменяем и, следовательно, виновен. В этом случае он должен понести наказание, и его процесс должен показать всем, что такие проявления антисемитизма в нашей стране жестко пресекаются. Но экстраполировать ситуацию с одним молодым человеком, в отношении психического здоровья которого имеются серьезные подозрения, на целую страну, по меньшей мере, безответственно. И чем требовать от властей жесткого пресечения любых, даже самых безобидных проявлений национализма, еврейским организациям лучше задуматься о пересмотре своей собственной доктрины. Возможно, все проблемы коренятся именно в ней.
Например, многие задают себе вопрос, почему любое сомнение в отношении масштабов Холокоста любого жителя Запада обрекает на тюрьму, или, как минимум, серьезный штраф и клеймо антисемита, что убедительно доказал процесс Юргена Графа? Почему число погибших во время ВМВ граждан Польши и СССР, которых погибло соответственно 6 и 27 млн. человек, можно оспаривать сколько угодно, а гибель 5,5 млн. евреев – безусловное табу? Почему нападение на храм любой христианской конфессии, даже повлекшее человеческие жертвы, вызывает в разы меньший общественный резонанс, чем нападение на синагогу, в результате которого все, слава Богу, остались живы? Почему катастрофе в Краснодарском крае в выпусках теленовостей уделяется 2 минуты, а нападению на синагогу – 10? Такие вопросы задают себе многие, и далеко не все имеют докторскую степень или хотя бы высшее образование, чтобы разобраться во всех аспектах проблемы.
Однако давайте все же подождем окончания предварительного следствия. Возможно, все-таки выяснится, что причина произошедшего – в компьютерных играх и их воздействии на психику. Однако и здесь все не так однозначно. Автор статьи, как и миллионы других геймеров, несколько раз прошел пресловутый «Postal» и гораздо более изуверский «Manhunt», однако ему ни разу не пришло в голову взять в руки топор или бейсбольную биту и перенести действие с экрана монитора на улицы родного города.
Но, поживем – увидим.
Г. Спицын