Rolk,
Я знал, что этот момент при прибережёшь в качестве козыря. В этой теме данный диалог обсуждался долго, но это не привело к общему согласию. Не уверен, что это произойдёт и на этот раз, учитывая щекотливость данного отрывка из Нового Завета.
В первую очередь, соглашусь с тем,
что христианство - это иудейская секта (первоначально), но непринятая оффициально самим иудаизмом, последний пошёл навстречу лишь с условием, что Иисус был просто пророком, но не грядущим Мессией, Которого до сих пор ждут.
Ты писал(а):
Иисус любил обзывать неевреев псами и свиньями. Я читал пояснения раввина по этому поводу: Иисус здесь веру точно не проверял.
А вот с этим, извини, согласиться не могу! Всё зависит от перевода, но в отличии от Пятикнижия, с другими книгами Библии я не сталкивался в оригинале. Высскажу лишь пример, когда всех людей, представлявших низшее сословие Израиля, называли
гаарец (земля - ивр.), то есть чернью. Казалось бы, оскорбительно! Но оскорбителен сам перевод, а не смысл слова
гаарец, указывающий на принадлежность человека земле, её возделыванию и прочему, что служит ему пропитанием, то есть относится к сословию крестьян. Также и свиньи. В Иудеи незачем было разводить свиней - их не ели. Вот язычники их разводили. Те же ханаане, к которым относилась та женщина. Если я того же корейца назову собакоедом, то не особо оскорблю его (пример: сотрудник по работе - кореец). Другое дело - назвать его собакой, неправильно или упрощённо переведя слово "собакоед" - "собака". Или "свиноед" - "свинья".
По поводу
псов: скорее всего можно воспринимать буквально ввиду положения хананеян относительно иудеев, но с небольшим комментарием. За не одно тысячелетие, что хананеяне соседствовали с евреями, они так и не приняли единобожие, продолжали поклоняться духам пустыни и популярным божкам Ближнего Востока. Так же дело обстояло и в Аравии до Мухаммеда, где Аллах был одним их многих богов арабского пантеона, хотя был "унаследован" арабами от самого Авраама, посещавшего своего сына Исмаила.
Когда хананеянка просила помощи у Христа по спасению своей дочери, одержимой бесами, она, в первую очередь, просила об этом Бога Израиля через Иисуса, зная, что Он владеет силой исцелять и изгонять бесов от Отца Небесного. Получается вполне логичная картина: когда с этой женщиной случилось горе, она просит помощи у Бога, в Которого не верила до этого, как весь её народ. Лишь деяния Его пророка (будем считать Иисуса таковым по тем представлениям) и чудеса, явленные Им, способствовали её вере в исцеление. Этим, правда, она была ни лучше и ни хуже самих иудеев, даже Апостолов, уверовавших лишь после квеста с вином на свадьбе. Естественно, Иисус стал проверять её "временную" веру, спровоцируемую обстоятельствами. В этот момент женщина приняла положение недостойной той духовной пищи, что отвергал её народ всё это время, а именно веры в Единого Бога, дающего столь привилегированное положение народу Израиля, уверовавшего в Него. Это не националистический подход к делу, а духовный.
Иисус в Своей миссии ограничивался пока что иудеями, возложив задачу для приобщения других народов Своим Апостолам после Своего ухода из этого мира. Сперва надо было восстановить утраченное Израилем предназначение. (У того же Матфея в главе десятой). По событиям на Голгофе мы видим, что это было слишком поздно для иудеев. И только во сне Петру Христос обьявил о расширенной миссии среди язычников, описываемой в Деяниях Луки.
Я сознаю, что никого не убедил в своём посте. Но надо быть незаурядным теологом и, по крайней мере, держать в руках оригинал, а несовершенный перевод, чтобы разобраться в этом вопросе.