MOTORHEAD
Оглушительно громкий и быстрый хэви-метал авторства Motorhead стал одним из наиболее взрывных порождений этого жанра, вызванных к жизни в конце 70-х. Motorhead, отдававшие предпочтение скоростной игре в духе панк-рока, конечно, панк-рокерами никогда не были. Их саунд сформировался, когда о Sex Pistols, пионерах этого направления, еще и речи не было. Им слишком нравился суровый и стильный имидж байкеров, затянутых в кожу, чтобы нацепить на себя рваные футболки расхлябанных панков. Но та безбашенная энергия, которую вскоре экспроприирует панк-рок, в своем металлическом эквиваленте впервые была явлена именно у Motorhead. Осваивая новые территории, английские "тяжеловесы" попутно создали спид-метал и трэш-метал. В отличие от многих своих современников, давным-давно сданных в архив, Motorhead вот уже почти 30 лет сохраняют актуальность и полную жизнеспособность. В какую бы сторону ни дул ветер и сколько бы новых лиц ни промелькнуло в их рядах, оплотом и олицетворением духа Motorhead был и остается неизменный фронтмен Лемми Килмистер (Lemmy Kilmister).
Иэн Фрейзер Килмистер (Ian Fraiser Kilmister), через много лет прославившийся как Лемми, родился 24 декабря 1945 в английском городе Стоук-он-Трент. В каких только семьях ни вырастали будущие рокеры, но Иэну Фрейзеру удалось особенно отличиться: его отец был приходским священником. Несмотря на строгость семейных нравов, парень рано увлекся рок-н-роллом, а заправским рокером стал в 19 лет, когда начал играть сначала в группе Rainmakers, а затем в Motown Sect. На протяжении 60-х он успел осчастливить своим присутствием изрядное количество команд, включая Rockin' Vickers, Gopal's Dream и Opal Butterfly. На несколько месяцев он даже попал в бэк-группу Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), сопровождая его в одном из туров. В 1971 году его пути пересеклись с прог-рок-группой Hawkwind. Изначально предполагалось, что он останется в команде на полгода, не больше. Но эти шесть месяцев растянулись на четыре года, и за это время Килмистер не только совершенствовался как бас-гитарист, но и сам начал сочинять песни. Hawkwind были обязаны ему несколькими хитами, в том числе их "визитной карточкой" "Silver Machine", в 1972 году поднявшейся в британский Тор 3.
Весной 1975 года участники Hawkwind, успевшие насмотреться на выходки Лемми, предпочли расстаться с ним - после его ареста в Канаде за хранение наркотиков и пятидневной отсидки в тюрьме. Предоставленный самому себе Килмистер, вернувшись в Англию, решил действовать самостоятельно и набрать новых музыкантов. Поначалу он собирался назвать свою группу Bastard (совсем грубо говоря - "ублюдок"). Но менеджер предупредил его, что с таким названием он может даже не мечтать об официальном признании. Из всех возможных вариантов Лемми выбрал Motоrhead - так называлась последняя песня, написанная им для Hawkwind.
Стартовый состав новобранцев тяжелого рока включал, кроме вокалиста и басиста Килмистера, гитариста Ларри Уоллиса (Larry Wallis) из команды Pink Fairies и барабанщика Люкаса Фокса (Lucas Fox). Дебют Motоrhead на сцене состоялся в июле 1975 года на разогреве у группы Greenslade. Саунд молодой команды не имел никакого отношения к психоделии прошлого проекта Лемми, они ставили во главу угла байкерские элементы и скорость игры. Уже через два месяца троица была готова приступить к студийной записи и увековечить свой полноформатный дебют, который взялся выпустить лейбл United Artists. Первые сессии проходили с продюсером Дэйвом Эдмундсом (Dave Edmunds), но очень скоро выяснилось, что у музыкантов и их продюсера совершенно разное представление о конечном результате. Эдмундс получил отставку, а группа доверила судьбу своего первенца Фрица Фрайера (Fritz Fryer). К концу года ретировался и барабанщик Люкас Фокс. Лемми нашел ему замену в лице Филси Энимал (Philthy Animal; настоящее имя Филип Тейлор (Philip Taylor)), 19-летнего музыканта-любителя.
Motоrhead готовы были представить дебютный альбом в начале 1976 года, но руководству лейбла запись совершенно не понравилась. Вскоре после этого ряды Motorhead пополнились новым участником - гитаристом "Fast" Эдди Кларком (Eddie Clarke), бывшим концертным музыкантом Blue Goose и Continuous Performance. Квартетом им удалось побыть всего месяц, после чего их покинул гитарист Ларри Уоллис. Оставшаяся троица - Лемми-Кларк-Энимал - продержится вместе шесть лет и будет со временем названа классическим составом Motorhead, самой известной хард-рок-команды этого периода.
Отвергнутые рекорд-лейблом, музыканты не сдавались: большую часть года они вели жестокую борьбу за выживание, выступали где и когда только могли, не имея ни контракта, ни постоянного менеджера. Денежный эквивалент их стараний был минимальным. В конце года они записали двойной сингл "White Line Fever"/ "Leavin' Here" для другого лейбла Stiff Records, который отреагировал так же, как и его предшественник - отказался издавать этот сингл. Только через два года Stiff Records решатся опубликовать его, когда репутация группы будет уже настолько прочной, что компания не подвергнет себя ни малейшему коммерческому риску.
К лету 1977 года музыкантам, которые не теряли надежды, удалось подписать контракт на одну запись с компанией Chiswick Records. Под этим лейблом появился в продаже их дебютный сингл "Motorhead"/ "City Kids", а затем и первый полноформатный альбом "Motorhead". Он вышел в июне 77 года и вскоре поднялся до 43 номера британского чарта. Через год команда заключила новое соглашение с Bronze Records.
Весной 1979 года вместе с продюсером Джимми Миллером (отвечавшим за саунд Rolling Stones и Goat) трио подготовило второй студийный альбом "Overkill". Он был удачливее своего предшественника и добрался до 4 строки чарта. А заглавный трек с альбома попал в Тор 40 Великобритании, став самым раскрученным хитом группы на тот момент. Motorhead, так долго ждавшие успеха, ковали железо пока горячо и поддерживали релиз качественными драйвовыми шоу. На концерты повалили рок-фаны. А музыканты так разошлись, что за дебоширство на рок-фестивале в Финляндии подверглись аресту.
Не делая передышек, следующий лонг-плей с грозным названием "Bomber" они представили осенью того же года. Он отметился уже на 12 строке английского рейтинга альбомов. Диски "Overkill" и "Bomber" демонстрировали вполне зрелый и характерный саунд: на слушателя обрушивался устрашающий звуковой шквал, с хриплыми завываниями Лемми на мощном инструментальном фоне. Пребывая в полной боевой готовности, Motorhead начали завоевывать мир и с концертных площадок. Мировые туры с конца 70-х становятся едва ли не ежегодным мероприятием. За успехами команды следили и лейблы, ранее настроенные весьма скептически. Компания United Artists в 1979 году опубликовала материал первоначальных студийных сессий, назвав релиз "On Parole".
"Ace of Spades" (1980), четвертый диск группы, стал однозначным хитом в Великобритании (номер 4 чарта). Альбом включал один из лучших синглов в их каталоге "Ace of Spades", который поднялся до 15 позиции рейтинга продаж. Появление этого LP имело еще одно важное последствие - Motorhead наконец начали активно слушать и раскупать в Америке, где о команде знали только в узких кругах. До этого музыкантам никак не удавалось заявить о себе на американском музыкальном рынке. Тогда как у себя на родине трио наслаждалось самой нешуточной популярностью.
Решительным катализатором успеха стало сотрудничество с женским ансамблем Girlschool. В каком-то смысле это было вынужденное заполнение паузы, предпринятое Лемми и Эдди в ожидании, пока выздоровеет Филси, который в результате очередной выходки умудрился сломать себе шею. Музыканты неплохо и с пользой для себя провели время: совместный с Girlschool сингл "Please Don't Touch" зазвучал по всей Великобритании. Сыграв вместе с девушками в эфире "Top of the Pops" как проект под названием Headgirl, трио возвращается в строй и отправляется осваивать концертные площадки Америки. На правах специальных гостей они выступают в туре Ozzy Osbourne в поддержку пластинки "Blizzard of Oz". Изданный тогда же в США живой альбом Motorhead "No Sleep 'Til Hammersmith", может быть, один из лучших рок-концертников, через несколько недель возглавил американский чарт. Группа заслуженно считалась лучшей «живой» командой своего поколения.
Успех успехом, а человеческий фактор диктовал свои условия. Напряжение между Эдди Кларком и Лемми Килмистером по-прежнему оставалось главным вопросом на повестке дня. Решение нетрудно было предсказать: в 1982 году, прямо во время американского турне в поддержку альбома "Iron Fest", из группы ушел Кларк. Говорят, последней каплей стала совместная запись Лемми и Уэнди О. Уильямс (Wendy O. Williams; вокалистки нью-йоркской панк-группы The Plasmatics) . Штатным гитаристом Motorhead становится Брайан Робертсон (Brian Robertson), бывший участник Thin Lizzy и Wild Horses. Впереди их ждет Япония, которую они с триумфом покоряют, а затем Европа, как всегда принимающая их на ура.
В новом составе команда записала лонг-плей "Another Perfect Day", который обнародовала летом 1983 года. Фанов ждало разочарование, музыкантов тоже: альбом еле добрался до британского Тор 20. Будущее показало, что существовавший на тот момент состав стал последним действительно популярным составом Motorhead. Робертсон продержался недолго, и осенью'83 в группу пришли сразу два гитариста - Филлип Кэмпбелл (Phillip Campbell; экс-Persian Risk) и Wurzel (настоящее имя Майкл Берстон (Michael Burston)).
Превратившись в квартет, команда начала репетиции и успела предстать перед публикой в таком составе в телешоу "The Young Ones". Следующим "дезертиром" оказался Филип Тейлор, который предпочел присоединиться к новому коллективу Робертсона под названием Operator. Теперь за ударной установкой сидел экс-барабанщик группы Saxon Пит Гилл (Pete Gill). Он будет штатным барабанщиком в течение четырех лет. Наконец, после всех кадровых перестановок четверка принялась за студийную работу. Плодом их усилий стал сингл 1984 года "Killed by Death", издание которого предшествовало новым гастрольным маршрутам в Австралию и Новую Зеландию.
Спокойная жизнь британским рокерам была противопоказана. Очередной сюрприз преподнесла компания звукозаписи: самовольно уйдя из-под опеки Bronze, Motorhead спровоцировали руководство лейбла на решительные действия. Постановлением суда группе было запрещено в течение двух лет публиковать какие бы то ни было записи, включая даже не объяснимый никакой логикой совместный продукт Лемми и поп-исполнительницы Саманты Фокс (Samantha Fox). Последним релизом на Bronze становится компиляция лучших хитов "No Remorse" (1984).
После вынужденного перерыва, проведенного в гастролях с периодическим участием в европейских и американских телешоу, на широкую аудиторию Motorhead вышли только в 1986 году. Первой ласточкой был трек для благотворительной компиляции "Hear N Aid", а вскоре группа представила и новый студийный альбом "Orgasmatron", спродюсированный Биллом Ласвеллом (Bill Laswell). Его изданием занимался новый лейбл GWR. Двухлетняя пауза не отменила всех предыдущих достижений команды, преданные фаны остались у нее по обе стороны Атлантики, тем более что от живых шоу четверка никогда не отказывалась, с блеском сыграв на фестивале Monsters of Rock. "Orgasmatron" хорошо приняли не только поклонники хэви-метал, но и критики - такого количества похвальных рецензий у группы еще не бывало. В заглавном треке Лемми Килмистер, постоянный автор текстов, превзошел сам себя.
Сравниться с "Orgasmatron" своим успехом мог разве что следующий диск "Rock N' Roll" (1987). В 1988 году музыканты подготовили live-альбом "No Sleep at All", аудиоверсию последнего концертного тура. Лемми тем временем продемонстрировал свои актерские способности в комедии "Eat the Rich", для которой его команда записала и саундтрек.
Незадолго до начала съемок фильма Пит Гилл освободил группу от своего присутствия, а Фил Тейлор, к счастью, готов был забыть о старых недоразумениях и влился в ряды Motorhead еще на целую пятилетку. С ним прошел очередной американский шоу-марафон, со Slayer на разогреве, после чего Motorhead осваивали еще неизведанные маршруты - в Бразилию и Югославию, объехав наряду с этим целый список хорошо знакомых им стран. Передышки между гастролями фронтмен использует, чтобы записать партии вокала и бас-гитары для лонг-плея "Nina Hagen" небезызвестной Нины Хаген.
За два последующих года музыканты подготовили достаточно материала для очередного альбома, издавать который предпочли на новом лейбле WTG, подразделении мэйджора Sony. Их новая студийная попытка называлась "The Birthday Party" (1990). А фронтмен параллельно с записью пополнил свой кинематографический послужной список несколькими ролями второго плана, включая роль таксиста в картине "Hardware". Кроме того, он написал сингл "Can't Catch Me" для альбома «Lita» (1990) американской рок-певицы Литы Форд (Lita Ford).
В 1991 году Motorhead выпустили один из лучших альбомов в своей карьере "1916". Сменив нескольких менеджеров, команда выехала на гастроли вместе с Judas Priest и Alice Cooper. В начале 92 года участники группы узнали о присуждении им первой номинации Grammy. После очередного ухода Тейлора за ударную установку садится Микки Ди (Mikkey Dee), барабанивший до этого в группе King Diamond. Его появление продолжило традицию релизов, пользующихся гораздо большей популярностью на родине, чем у заокеанских рок-фанов. Диск 1992 года "March or Die", с восторгом принятый британскими почитателями этой уже культовой команды, вообще не отметился в рейтингах продажи США. Хотя в студийных сессиях принимали участие более чем популярные герои рок-сцены - Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) и слэш (Slash; Guns N'Roses). В заглавном треке, посвященном ужасам войны, Лемми сумел предстать не только как агрессивный вокалист с его фирменной помесью крика с рычанием, но и как исполнитель, которому не чуждо лирическое начало.
Рекорд-лейбл WTG, учитывая вялый прием альбома в США, решил отказаться от сотрудничества с группой. Motorhead ничего не оставалось, как основать собственную рекординговую компанию. Назвали ее не мудрствуя лукаво Motоrhead и для начала издали диск "Bastards" (1993 год). Альбом, которому музыканты не смогли гарантировать должной раскрутки, оказался коммерчески малоудачным, хотя лучшие вещи довольно активно звучали по радио. Одной из концертных вершин сопровождавшего этот релиз тура стало совместное шоу с группой Ramones, сыгранное в Аргентине перед 45 тысячами зрителей. До конца года музыканты успели записать еще одну студийную работу "Sacrifice".
Во второй половине 90-х британские рокеры уже не испытывали былого лихорадочного желания сочинять новые песни и активно записываться в студии. Пришло время собирать камни, и Motоrhead сосредоточились в первую очередь на гастрольной деятельности. Что им всегда прекрасно удавалось. Лемми тем временем нашел применение и другим своим талантам. Он снимался в рекламных роликах для британской страховой компании, сыграл роль в фильме ужасов "Hellraiser 3" и, следуя неисповедимым позывам своей эксцентричной натуры, на пятом десятке появился в порнофильме "John Wayne Bobbit Uncut". Для саундтрека "Hellraiser" четверка записала главную музыкальную тему, а режиссер фильма Клайв Баркер (Clive Barker) уговорил фронтмена сделать первое промо-видео Motorhead.
Еще в 1995 году квартет превратился в трио, попрощавшись с гитаристом Wurzel, который спустя год собрал новый коллектив Wvkeaf. На конец 95 года приходилась знаменательная дата - 20-летие рок-биографии Motorhead, совпавшее с 50-летним юбилеем фронтмена. На юбилейное шоу специально приехала Metallica, представив свои версии лучших композиций Motorhead.
В 1997 году после двухлетнего перерыва Motorhead подготовили номерной студийный релиз "Stone Dead Forever", выпущенный на новом лейбле CMC. А еще через год вышел диск "Snake Bite Love" (1998). Отыграв сопроводительный тур, команда выпустила концертник "Everything Louder Than Everyone Else" (1999 год). В самом начале 2000 года в Великобритании была опубликована автобиография Лемми Килмистера "White Line Fever", а в июне вышел последний на сегодняшний день студийный диск "We Are Motorhead". На диске представлена кавер-версия знаменитого хита Sex Pistols "God save the Queen".
Весной 2000 года британский журнал "Kerrang!" опубликовал свою версию рейтинга "100 групп, которые потрясли мир". Motorhead вместе со своим альбомом "Ace of Spades", по мнению редколлегии издания, вошли в первую двадцатку (под номером 11). Между тем 55-летний фронтмен команды-ветерана пребывал в отличной форме и весьма игривом расположении духа. В одном из интервью он заявил, что спит ночью по три-четыре часа, что у него есть сразу пять невест, более того, "музыка - это всего лишь хобби, - доверительно сообщил он, - а главное мое занятие - бегать за женщинами". Таким Лемми предстал перед публикой, поднявшись на сцену лондонской "Астории", где проходил специальный концерт, посвященный 25-летию группы. Шоу стало громким музыкальным событием британской сцены благодаря появлению нескольких неожиданных гостей, трех гитаристов - "квиновца" Брайана Мэя (Brian May), Ace из Skunk Anansie и бывшего участника Motorhead Эдди Кларка - поставивших финальную точку в праздничном концерте.
Когда в 2002 году Дэйв Грол (Dave Grohl; Foo Fighters) пригласил Лемми записать песню для своего нового сайд-проекта Probot и его попросили аргументировать выбор вокалиста, он вполне недвусмысленно выразил мнение многих своих коллег по цеху: "Лемми - это Бог. Это воплощение самой идеи рок-н-ролла. Он последний настоящий герой, все остальные - только подражатели".
В эволюции стиля спид-метал не было более выразительной и влиятельной команды, чем Motorhead. И пока другие рок-формирования сходили с дистанции или подстраивались под меняющиеся требования моды, Лемми Килмистер и Ко оставались верными рыцарями жанра, сохраняя первозданную мощь и необузданную энергетику, сделавшие их легендами.
И, кстати, сегодня юбилей гитариста MetallicA Кирка Хэммета - ему 45 лет!