Дети, примерно до 12 лет, впитывают всё, что видят и слышат. Сами принимают решение, в зависимости от окружения, настроения вокруг себя, делают выводы из отношения к себе, из примеров взрослых, их способности обучать и объяснять что к чему ... и т.д. Это не только к детям относится.
Пример 2:
Мальчёнок, лет 5-6. Классический случай капризов и требовательности. (Откуда что берётся ... я это опущу, мысли вполне правдивые, но распространяться не берусь.)
Качать на качелях буквально заставляет кого то идти, словно приказывая это делать. На отказ выносит приговор о прекращении дружбы или плачет навзрыд. Примечание: без слёз.
Вглядываясь в дутые щёки и отворачивающееся лицо пытаюсь объяснять, насколько человек может вести себя корректно и с пониманием к окружающим, насколько он может быть отвергнут при негативном поведении. Рассказываю, что добродушие и понимание хоть и даётся нелегко, но тем не менее в моей жизни ответная реакция бала зачастую более чем положительной. Отрицательным поведением только вызовешь адекватную реакцию, не столь приветственную тобой внутренне. Иногда нужно и на жертвы пойти, если у тебя есть друг. А любящие люди зачастую могут тебя непонять, когда относишься к ним излишне озлоленно, или требовательно. Если сам не можешь пойти на подобные жертвы, не стоит к этому подводить и других. Самое слабое место людей - понимание, которое приходит не сразу. Каждый живёт по своему, у каждого своя жизнь. Каждый вправе ждать от жизни всё требуемое и необходимое, но он живёт не один. Стоит задуматься о том, что понимание снимет барьеры конфликтов и позволит решать задачи существенно быстрее и результативнее, не говоря о вполне нейтральных решениях, не сулящих конфликтов.
(Всего не упомню ... много рассказывал ... более полчаса вели разговор.)
Итог - Мальчишка понял, что люди могут быть заняты и иногда просто не в состоянии выполнить два дела одновременно. Просил вежливо покачать его, даже объяснил, что боится сам качаться (до этого молчал, или пытался приказать). При попытке объяснить, чт у тебя появилось срочное дело, которое выполняешь даже не для себя, одобрительно качал головойй и говорил - Хорошо. Понимал, что люди устают ...
Пример 2, тот же человек. Классическая история с обедом и жевачкой. Ребёнок не хочет есть, как он сам говорит, а родитель и бабушка с дедушкой ему запрещают брать столь желанную жевачку. Начинаются споры, конфликты. Рыбу есть не хочет, картошку есть не хочет, пока не дадут жевачку. Все понимают, что после жевачки он ничего в рот не возьмёт.
Чувствую и ощущаю интуитивно, что эта историю уже катится не к добру. Но люди могут и пострадать душевно.
Разговариваю с мальчишкой, объясняю о вреде нерегулярного питания и слабости желудка и организма, о пагубном влиянии жевачки на организм при непринятой пище ... Пытаюсь объяснить роль жевачки.
Соглашается поесть, соглашается взять жевачку позже. Съедает наложенное в тарелку, просит ещё. Дают жевачку, спокойно переваривает это всё на дивание, лёжа "кверху воронкой".
Делайте выводы сами о силе слова, а не принуждения и слабых оттенков тирании и гнева ...
_________________ Знанием, верой и дисциплиной куётся будущее, каким стало когда то наследие Рабаута Жиллимана.
|